Как маркируются легкосплавные диски, чем отличаются кованые и литые колеса, и для каких эксплуатации больше подходят изделия из стали.
Алюминиевых колес нынче едва ли не больше, чем традиционных стальных, а производителей вовсе не счесть. Однако исчерпывающей информации у продавцов, как правило, не получишь. На вопросы читателей журнала За рулем отвечает Вячеслав Оносов, заместитель начальника управления маркетинга и продаж российского объединения ВСМПО (крупный производитель слитков и всех видов полуфабрикатов из титановых сплавов).
1. Верно ли, что шина, установленная на слишком широкий или узкий диск, работает хуже? Есть ли какие-то допуски?
Конечно, колесо (часто его называют диском) и монтируемая на него шина по ширине должны в идеале соответствовать друг другу. Тем не менее существуют некоторые допуски, в пределах которых отклонения не оказывают заметного влияния на поведение автомобиля. Разработаны таблицы, где указано, какой ширине обода соответствует оптимальная ширина шины, а также возможность посадки на этот обод других шин. Например, чем ниже профиль, тем меньше допуск по ширине. Так, для 175/70R13 рекомендуемый обод 5×13 дюймов, но допускается монтаж и на обод шириной от 4,5 до 6 дюймов.
2. Насколько принципиальна разница между литыми дисками и коваными?
Литье очень технологично, позволяет легко реализовать фантазии дизайнера, почти не дает отходов, обходится недорого. Главный недостаток – крупное зерно и, как следствие, непрочная структура металла. Диск при сильном ударе трескается, что особенно опасно на высокой скорости. Стремясь увеличить прочность, увеличивают толщину стенок, снижая столь желанный выигрыш в массе! Мы же производим колеса из сплавов на основе алюминия методом горячей объемной штамповки («ковка»). У них более прочная структура металла. После термообработки они очень прочные и жесткие. В сравнении с литыми они еще и легче на 15–20%. Грузоподъемность кованого колеса выше, чем у такого же по весу литого.}
С точки зрения безопасности кованые колеса предпочтительнее. Так, предел прочности поковки 30–34 кгс/мм2, а отливки – 18–20 кгс/мм2. Относительное удлинение (показатель пластичности металла) кованого составляет 10–17%, а литого 5–8%. При ударах кованые колеса не трескаются, а лишь немного деформируются. Из недостатков – меньшее разнообразие дизайна и на 20–30% более высокая цена.
3. Как центрируются диски относительно осей? Нужна ли проставка между центральным отверстием и ступицей?
Между центральным отверстием колеса и центрирующим пояском на ступице автомобиля не должен ощущаться зазор. Если он есть, нужно использовать центрирующее кольцо (адаптер) подходящего размера.
4. Говорят, для тяжелых условий эксплуатации больше подходят стальные диски. Но некоторые алюминиевые тяжелей. Так ли это?
Требования ГОСТов к легкосплавным колесам жестче, чем к стальным. Повторюсь: даже при очень сильном ударе кованое колесо деформируется минимально. Давление воздуха в бескамерной шине сохраняется, позволяя продолжать движение. При аналогичном ударе обод стального колеса гнется больше, а если при этом давление в бескамерной шине резко упадет, автомобиль может стать неуправляемым.
Что касается большого веса легкосплавного диска, то это чаще всего объясняется причудливостью дизайна. При выборе колеса стоит его взвесить.
5. Как правило, болты и гайки для легкосплавных колес иные, чем для стальных. Какие к ним требования?
У болтов и гаек для крепления колес из легких сплавов увеличены длина стержня и площадь крепежного конуса. Это вызвано тем, что толщина диска в месте посадки на ступицу больше, чем у стального, а материал мягче. Но моменты затяжки точно такие же, как и для стальных колес. Например, для моделей ВАЗ – около 80–120 Н.м. Но есть важное дополнение: после первых 50–150 км пробега крепления следует дополнительно подтянуть.
6. Существуют сервисы, ремонтирующие литые диски. Но насколько надежен такой ремонт?
При производстве колесо прошло термообработку, а последующие пластические деформации зарождают в металле микротрещины – впоследствии это грозит бедой. Кроме того, выправляя даже небольшую вмятину, не всегда удается уложиться в допустимое биение посадочных полок.
7. Насколько можно отступить от величины вылета, рекомендованной изготовителем автомобиля?
Чем ближе эта его величина к «родной», тем ближе к расчетным нагрузки на подвеску и подшипники, лучше управляемость. На легковых машинах можно увеличивать или уменьшать вылет на 3–5 мм. Для вседорожников допускают лишь уменьшение вылета в пределах 10 мм.
8. Как маркируются легкосплавные диски?
Пример маркировки и его расшифровка: 5J×13 H2 ET 29 58,6 Fb4.5kH 245317 1005 ОТК. Здесь: 5 – ширина обода в дюймах; J – форма бортовой закраины обода; 13 – посадочный диаметр обода в дюймах; Н2 – код конструкции хампов; ЕТ 29 – вылет обода, мм; 58,6 – диаметр центрального отверстия, мм; Fb4.5kH – максимально допустимая статическая нагрузка на колесо, кН; 245317 – индивидуальный номер колеса; 1005 – дата изготовления (год, неделя), ОТК – клеймо контролирующего органа.
Кроме того, на упаковке указываются диаметр расположения крепежных отверстий (pcd), цвет, основные параметры колеса и номер сертификата соответствия. Для покупателя самым важны такие параметры колеса, как диаметр, ширина обода, вылет, диаметр центрального отверстия, количество и диаметр расположения крепежных отверстий, нагрузка, на которую колесо испытано, и знак соответствия требованиям госстандарта.
autosvit.com.ua
|